Наверняка каждый, кто хоть раз сталкивался с заказом сайта, понимает, как сложно выбрать действительно хорошего подрядчика. Поэтому нужно точно знать, на что обратить внимание, чтобы избежать сотрудничества с некомпетентным разработчиком.

Большие обещания, маленькие цены

Если речь идет о сайте на шаблоне, то никаких вопросов к подрядчику, обещающему сделать все быстро и дешево, быть не может. А вот если студия, якобы специализирующаяся на создании уникальных веб-проектов, гарантирует разработку эксклюзивного сайта за пару недель, стоит задуматься относительно ее компетентности.

Опытный подрядчик никогда не даст обещания, которые сложно сдержать. Сжатые сроки разработки негативно сказываются на качестве продукта, ведь закладывая на те или иные процессы минимум времени, всегда есть риск упустить что-то действительно важное.

Дело в том, что зачастую стоимость сайта складывается из трудочасов. Следовательно, недорогой продукт — результат снижения количества часов, потраченных на разработку. Если у исполнителя физически не хватит времени на выполнение задачи качественно, проблемы не заставят себя ждать.

Поэтому обязательно уточните, из каких этапов складывается работа, сколько времени отводится на каждый из них, какие специалисты будут подключены.

Разработчику все понятно без лишних слов

Исполнитель, который получил минимум информации от заказчика, но уже готов приступить к работе, вряд ли может спрогнозировать финальный результат.

Разработчик должен задавать вопросы, изучить цели, задачи и потребности заказчика, прежде чем составить техническое задание и подписать контракт.

Наиболее распространенная “схема” коммуникации между подрядчиком и клиентом выглядит так: вначале веб-студия получает максимум данных, и уже после обработки информации вносит конкретные предложения.

Важно, чтобы со стороны веб-студии поступали аргументированные возражения. Вполне нормально, когда подрядчик дает рекомендации касательно спорных вопросов, объясняя, почему следует поступить именно так, а не иначе. Когда исполнитель со всем соглашается, он явно пытается угодить заказчику, что порой несопоставимо с потребностями проекта и его целевой аудитории.

Одним словом, подрядчик всегда знает больше заказчика, ведь для него это далеко не первый сайт. Поэтому, выстраивая коммуникацию с клиентом, хороший разработчик никогда не ограничивается парой стандартных вопросов. Ему нужно знать все, ведь только так можно создать продукт, который будет решать задачи бизнеса, а не существовать для проформы.

Все ли в порядке с договором?

Контракт — очень важный момент в работе любой веб-студии. Именно этот документ дает гарантии того, что разработчик, взявший на себя обязательства, выполнит их должным образом и в срок.

Перед подписанием контракта необходимо убедиться, что студия реально существует. Для этого стоит проверить юрадрес, форму собственности, дату регистрации компании.

В договоре в обязательном порядке прописываются юридические сроки, за срыв которых платит разработчик. Например, Whiteweb дает юридические гарантии по срокам и качеству: нам очень невыгодно делать работу с опозданием или вносить правки в готовый продукт.

Сумма компенсации в студиях разная, но зачастую она варьируется в пределах 10-30% от заложенного бюджета. Если этот пункт контракта содержит невыгодные условия для заказчика,  в случае переноса запуска проекта на 2-3 месяца компенсация окажется весьма скромной.

К слову, в договоре прописываются штрафные санкции не только для исполнителя, но и для клиента. Студии невыгодно иметь дело с теми, кто пропадает на несколько месяцев, задерживает согласование макетов, присылает материалы значительно позже оговоренной даты. 

Одним словом, если клиенту кажется, что договор составлен некорректно, в нем есть невыгодные условия, которые могут повлечь дополнительные расходы, лучше отказаться от такого разработчика.

Вопросы без ответов

Заказчик имеет право знать, кто ведет его проект. Если исполнитель дает размытые ответы на конкретные вопросы, это повод задуматься. Спрашивать стоит обо всем, что напрямую касается предстоящих работ:

  • сколько специалистов в команде;
  • все ли устроены официально;
  • будет ли часть работ передана сторонним подрядчикам;
  • какой профессиональный опыт у каждого участника разработки;
  • работали ли специалисты над подобными проектами;
  • сколько времени выделяется команде на каждый этап;
  • как контролируется ход работы. 

Кроме того, всегда стоит сопоставлять состав команды и объем предлагаемых услуг. Если над огромным проектом будут работать несколько человек, пусть даже и с внушительным опытом, результат может оказаться непредсказуемым.

Что может рассказать портфолио?

В последнее время заказчики смотрят не столько на ценник студии, сколько на портфолио. Именно то, что уже было реализовано показывает квалификацию разработчика. Но даже страница с перечнем клиентов требует дополнительных вопросов.

Например, не лишним будет узнать, все ли выполненные проекты включены в портфолио. Если не все, то сколько работ и почему остались “за бортом”? Обязательно нужно выяснить, какие трудности возникали в ходе разработки. Студия, которая скажет, что никаких проблем не было, наверняка сильно приукрасит действительность.

Еще один способ проверить студию — обратиться к компаниям, указанным в портфолио, с просьбой рассказать о том, как протекало сотрудничество, есть ли подводные камни и пр. Кроме того, если подрядчик не может показать проект, близкий по функционалу к тому, что хочет клиент, неизбежно возникает вопрос, хватит ли у студии опыта.

Вывод

Выбор веб-студии — сложная задача, особенно для тех, кто сталкивается с этим впервые. Поэтому очень важно учесть массу нюансов, начиная с того, как подрядчик выстраивает отношения с потенциальным клиентом, заканчивая качеством портфолио.