Создание сайта — сложный процесс и ошибки неизбежны. Именно поэтому так важно находить проблемы при разработке и решать их своевременно — тогда заказчик получит готовый продукт, не требующий внесения корректировок.

Тестирование — это долго

Тестирование действительно длится долго, когда разработкой занимаются непрофессионалы.
Если вы сотрудничаете с веб-студией, где все процессы оптимизированы, поиск/устранение ошибок будет осуществляться параллельно с версткой и программированием, что здорово экономит время.

Если, например, в верстке обнаружились проблемы, проще решить их немедленно, а не возвращаться к вопросу, когда проект почти готов. Да, потребуется время, но результат того стоит — вы получите действительно качественный продукт.

Цели тестирования

Проверка сайта проводится с конкретной целью — выдать заказчику сайт, работающий без сбоев, который строго соответствует ТЗ.
 
Для поиска ошибок используются различные методологии, однако основная задача сводится к проработке сценариев, показывающих, что может произойти во время эксплуатации сайта, сопоставлению полученного и прогнозируемого результата.

Как появляются ошибки?

Любой продукт, создаваемый человеком, может содержать “изъяны”. Это вовсе не означает, что повсюду трудятся непрофессионалы. Просто контроль качества — обязательная процедура, предшествующая выходу на рынок.

Недочеты в разработке могут появиться по многим причинам: низкая квалификация работников, некорректно поставленные задачи, неполное/малоинформативное техническое задание, внесение незапланированных правок, неправильно рассчитанное время на реализацию.

Основные этапы тестирования

Тестирование — четко структурированный процесс, в котором не место хаосу.

В первую очередь проводится подготовка, изучается техническое задание, анализируется планируемый функционал, дизайн-макеты, составляется план дальнейших действий.

Затем, по мере готовности верстки страниц, проверяется, отображаются ли они согласно макетам, корректно ли выводятся в разных браузерах (Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari, Opera, Internet Explorer), проверяется адаптивность страниц на экранах с разным расширением и на мобильных устройствах.

Далее проводится анализ всех функций сайта, работоспособности пользовательских форм (обратная связь, добавление комментариев). Обязательно тестируется поиск, в том числе и релевантность результатов. При тестировании функционала проверяются гиперссылки (выявляются нерабочие URL), подгрузка файлов на сервер, функциональность счетчиков на страницах.

Следом идет юзабилити. Главная цель — выяснить, удобен ли сайт. В качестве тестировщика выступают пользователи, на основе оценки которых предлагаются способы улучшения юзабилити.

Обязательно тестируется безопасность. Речь идет о поиске служебных/закрытых страниц, к которым у пользователей может случайно оказаться доступ.

Предпоследний шаг — анализ производительности сайта. Проще говоря, определяется быстродействие сайта под определенной нагрузкой:

  • Нагрузочное тестирование показывает поведение проекта под действием нагрузки. Нагрузка бывает разной, например, некоторые проекты требуют оценки выносливости сайта, когда на нем одновременно работают несколько пользователей, совершающих определенное количество одинаковых операций за конкретный промежуток времени.
  • Тестирование быстродействия дает аналитику загрузки веб-проекта, определяя скорость обработки скриптов, загрузки контента.

В финале проводится регрессионное тестирование — анализ внесенных корректировок, проверка продукта перед сдачей заказчику.

Критичные ошибки, найденные на последнем этапе, обходятся куда дороже, чем те, что были обнаружены и исправлены постепенно. Поэтому поиск дефектов должен делаться с первых шагов разработки.

Платить или не платить?

Вопрос о том, должен ли заказчик платить за тестирование звучит повсеместно. Да, ошибки — проблема, созданная веб-студией. Но ведь любой продукт, будь то автомобиль или ПО, должен проверяться на предмет недоработок. В противном случае трудности появятся после запуска проекта, а их устранение потребует больших временных и финансовых затрат.

Поэтому задача разработчика — минимизировать риск появления ошибок. В Whiteweb “надзор” над разработкой осуществляет отдел контроля качества. Он прогнозирует возможные проблемы, следит за ходом запланированных работ, проверяет финальную версию продукта.